Центральные темы конференции
1. Образ образования будущего:
а) культура и история своего народа как фундаментальные начала, определяющие выстраивание образования будущего;
б) онтологические, эпистемологические, психологические, дидактические основания и целеполагания образования будущего;
в) творчество и наука в образовании будущего;
г) становление и модели образования будущего; общемировое и уникальное в моделях образования будущего; общественные ожидания и социальные запросы; форсайт как инструмент движения к образованию будущего.
2. Образ будущего образования:
а) общие тенденции: соотношение формального и неформального, образовательные экосистемы, семиотический поворот, мультимодальность, метавселенные как пространства творчества; цифровые трансформации (онлайн-обучение и генеративные инструменты); персонализация; движение к надпрофессиональным навыкам и включённость в структуру профессиональной деятельности, ценностные ориентиры и особенности мировосприятия;
б) онтологическая роль образования в обществе будущего: человекообразующее значение, социальные, культурные и экономические функции;
в) роль социальных парадигм и эпистемической доминанты в формировании будущего образования;
г) репродуктивно-продуктивный переход как ключевое изменение в эпистемической доминанте, определяющее социальное, культурное и экономическое будущее образования.
3. Изменения в компонентах имплицитной парадигмы образования при движении к образованию будущего:
а) в институционализации, среде, организации обучения;
б) в содержании обучения – учебных методах, средствах и материале;
в) в методе познания, в том числе в доминирующем качестве познавательного метода;
г) в образовательном императиве.
4. Локальные парадигмы образования – направления и содержания трансформаций: исследовательская, проблемная, предпринимательская, продуктивная, личностная, развивающая, эвристическая, диалога культур и другие:
а) преобразования в локальных парадигмах и локальных парадигм; взаимодействие и взаимопроникновение локальных парадигм;
б) варианты осуществления локальных парадигм – отдельный образовательный локус, неотъемлемая часть общего учебного действия, другие;
в) парадигмально-дифференцированная система образования; возрастные инварианты и образовательные ступени.
5. «Образование: взгляд из будущего» – дискуссионная площадка для молодых учёных, аспирантов, студентов и школьников-исследователей, организатор уточняется:
а) междисциплинарный характер образования и нейротехнологии;
б) этика образования в перспективе образования будущего;
в) медикализация образования: проблемы и перспективы.
6. «Искусственный интеллект – философский подход» – дискуссионная площадка на базе ГАУГН для молодых учёных, аспирантов, студентов и школьников-исследователей:
а) что такое искусственный интеллект: философско-методологические основания;
б) роботы как люди или люди как роботы: антропологическое измерение робототехники;
в) генеративный искусственный интеллект в образовании с точки зрения различных образовательных парадигм;
г) киборгизация и человеческий жизненный мир.
7. «Пути образования в XXI веке» – дискуссионная площадка на базе РГГУ для молодых учёных, аспирантов, студентов и школьников-исследователей:
а) динамика образовательных стратегий и практик в поликультурной сред;
б) трансформации образовательных технологий в условиях медиатизированного цифрового общества;
в) стратегии и векторы неформального образования.
8. «Школа будущего: междисциплинарность преподавания предметов естественно-научного профиля» – дискуссионная площадка на базе МПГУ для молодых учёных, аспирантов, студентов и школьников-исследователей:
а) принципы построения преподавания дисциплин естественно-научного профиля в школе будущего;
б) использование инновационных технологий в процессе преподавания предметов естественно-научного профиля в школах;
в) подготовка учителей химии и биологии будущего;
г) как изменится преподавание физики, химии и биологии в школе будущего;
д) проведение междисциплинарных исследований по естественно-научному профилю;
е) проектная деятельность в рамках естественнонаучного профиля в школе будущего.